Один из известных феноменов, ныне описанный во всех
психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е годы нашей
соотечественницей Б.В. Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не
только само открытие, но и то, как оно было сделано.
В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у
известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в
многолюдное кафе Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ,
ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу
все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал
плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда
психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он
обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и
признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник
замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или
незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.
Она просила испытуемых за ограниченное время решать
интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она
могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что
время истекло и задача не решена.
По прошествии нескольких дней испытуемых просили
припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.
Выяснилось, что в случае если решение задачи
прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число
запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название
"эффект Зейгарник". Можно предположить, что определенный уровень
эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия
Разрядки, способствует сохранению его в памяти.
Интересное усовершенствование этого эксперимента
принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял
решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению
испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и
ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и
считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка
занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился
в интересную форму личностной диагностики.
В разнообразных вариантах подобные опыты проводятся
по сей день. И мало кто помнит, что у их истоков стоял безвестный берлинский
официант. |