Факторы развития познавательных процессов.
Какие же закономерности развития
познавательных процессов? Это индивидуальное свойство личности! В этом
развитии проявляется неравномерность развития разных видов чувствительности.
Наглядным примером может послужить тот факт, что запоминание напрямую зависит
от способа заучивания (зрительное, слуховое, кинестетически-двигательное) — для
одних эффективнее увидеть, другим услышать, а третьим проговорить.
Осуществляясь в различных видах
деятельности, психические процессы в ней же и формируются.
Факторы развития познавательных процессов:
·
Совершенствование
чувственного восприятия человека связано прежде всего с развитием умений по
использованию своих сенсорных аппаратов в результате упражнений. Т.е. мы с вами
путем регулярных тренировок можем развить в себе каждый из познавательных
процессов, даже если он был у нас очень слабо развит.
·
Существенную
роль для развития познавательных процессов сыграет умение правильно истолковать
полученные из окружающего нас мира чувственные данные. А это напрямую связано с
общим интеллектуальным развитием человека.
·
Основное
развитие памяти происходит в младшем школьном возрасте, когда непроизвольное
запечатление превращается в организованный процесс заучивания. Такой процесс
требует волевых усилий, а это значит, что одним из факторов развития
познавательных процессов является развитие волевой сферы личности (силы воли).
·
Для
развития воображения, например, необходимо постоянное расширение и обогащение
кругозора, опыта человека.
·
Мыслительные
процессы развиваются в той или иной деятельности, а, следовательно, фактором их
развития являются практические умения и навыки по выполнению этой деятельности. Переходя к рассмотрению отдельных
познавательных процессов, надо запомнить, что любой познавательный процесс
осуществляется в познавательном действии, в котором, в явном или скрытом (неосознанном)
виде, присутствуют и другие познавательные процессы. Однако каждый из
познавательных процессов имеет свою область применения, свои способы
осуществления, свои особенности. Именно по этой причине их целесообразно
изучать отдельно друг от друга, а не в том единстве, в котором они фактически
представлены в психической жизни человека!
|