Приветствую Вас Гость | RSS
Московский клуб авиации и космонавтики
Главная | Тема 5. Роль С.П. Королева в освоении космоса. | Регистрация | Вход

 



Сергей Павлович Королев - основатель космонавтики как науки.


Сергей Павлович Королёв родился 31.12.1906 (12.01.1907 по новому стилю).

С его именем связана эпоха первых замечательных достижений в области создания ракетной техники и освоения космического пространства. Талант выдающегося ученого и организатора позволил ему на протяжении многих лет направлять работу многих НИИ и КБ на решение больших комплексных задач. После знакомства с работами К.Э. Циолковского Королёв увлекся идеями создания летательных аппаратов (ЛА) ракетного типа.

В июле 1932 он назначается начальником Группы изучения реактивного движения, где под его руководством запущены первые советские ракеты на гибридном топливе "ГИРД-09" (август 1933) и на жидком топливе "ГИРД-Х" (ноябрь 1933). Главный инженер, заместитель начальника Реактивного научно-исследовательского института (1933), начальник отдела крылатых ракет (1934), начальник группы ракетных аппаратов (1937).

В 1938 г. по ложному обвинению С.П. Королёв был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 г. он был переведен в новое место заключения — ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А.Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. 
Это послужило поводом для перевода Королёва в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

В период работы в РНИИ Королёв разрабатывал ряд проектов ЛА, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера РП-318-1 (1940). В 1942-46 Королев работал в ГДЛ-ОКБ заместителем главного конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. В августе 1946 назначен главным конструктором баллистических ракет.

Королёв является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

Под руководством Королёва созданы первые космические комплексы, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета (Р-7) , ракета-носитель "Восток" и ее модификации, первый искусственный спутник Земли (ИСЗ); осуществлены полеты космических кораблей (КК) "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полет человека (Ю.А. Гагарин) и выход человека в космическое пространство (А.А. Леонов); созданы первые космические аппараты (КА) серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" (спутники связи) и некоторые ИСЗ серии "Космос". Под руководством Королёва получила начало разработка КА для пилотируемого полета на Марс.

За период времени с 1948 г. по 1957 г. таких пусков было совершено около семи десятков. В результате был создан серьезный научный и практический фундамент для полетов человека в космическом пространстве. Еще до начала летных испытаний межконтинентальной ракеты Р-7 С.П.Королев инициирует и добивается в конце 1955 г. решения правительства о запуске в мае 1957 г. первого искусственного спутника Земли, и начинает активно готовится к этому эпохальному эксперименту. Он реализует такой запуск первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г.

Запуск спутника произвел ошеломляющее впечатление на мировое общественное мнение. Такой восторженной реакции не ожидали ни политические вожди, ни ученые. По предложению генсека Н.С.Хрущева, отметить 40-летнюю годовщину Октябрьской революции каким-либо выдающимся космическим экспериментом, С.П.Королев 3 ноября 1957 г. выводит на орбиту вокруг Земли собаку "Лайку".

ОКБ-1 С.П.Королева получает неограниченную поддержку и начинает с 1958 г. готовиться к запуску на земную орбиту советского космонавта. Разрабатывается первый космический корабль "Восток". Проводится тщательная его отработка на Земле и при летных испытаниях в автоматическом варианте и с животными, подготавливаются все обеспечивающие системы: полигонные средства испытаний, командно-измерительный комплекс, служба спасения и эвакуации.

12 апреля 1961 г. состоялся первый в мире орбитальный полет Ю.А. Гагарина. Сергей Павлович в решении сложнейших технических проблем не спешит. Первый пуск проводится только на один виток. Никто не знает, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычайного и неизученного полета. 

За первым полетом Ю.А Гагарина был совершен 6 августа 1961 г. второй космический полет на корабле "Восток-2" Г.С.Титова. Полет длился одни сутки Опять скрупулезное изучение действия условий полета в космическом пространстве на человеческий организм. Затем совместный полет космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4" с космонавтами А.Г.Николаевым и П.Р.Поповичем, длившийся с 12 по 15 августа 1962 г. с установлением между космонавтами прямой радиосвязи. На следующий год совместный полет космических кораблей "Восток-5" и "Восток-6" с 16 по 19 июня 1963 г. космонавтов В.Ф.Быковского и В.В.Терешковой. Изучаются возможности полета в космосе женщины.

Затем с 12 по 13 октября 1964 г. состоялся полет более сложного космического корабля "Восход". На корабле размещался экипаж из трех космонавтов различных специальностей. 18 марта 1965 г. на корабле "Восход-2" с экипажем из двух космонавтов А.А.Леонов совершает первый выход в скафандре в открытый космос. Изучая последовательность проводимых полетов нельзя не заметить четкую методичность освоения космического пространства человеком и подготовки к созданию орбитальной станции.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Королев начинает реализовывать свои идеи о создании пилотируемой орбитальной станции. Первым прообразом ее явилась разработка нового более совершенного космического корабля "Союз", который имел в своем составе бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить необходимые исследования.

Предусматривалась также автоматическая стыковка двух кораблей на орбите. Конструктивные решения и технические возможности корабля позволили в дальнейшем на базе корпуса космического комплекса "Алмаз", разработанного главным конструктором В.Н.Челомеем, создать орбитальный комплекс "Салют" -"Союз", главным конструктором которого был В.П.Мишин.

Таким образом, вклад Королева в создание и развитие пилотируемой космонавтики является решающим. Он по праву является основоположником отечественной практической космонавтики.


На снимке изображен С. П. Королев в компании первого отряда космонавтов.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики Королев проводит работы по созданию автоматических космических аппаратов для исследования Луны, Венеры, Марса. В 1959 г. ОКБ-1 разрабатывает и запускает три аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки вымпела Советского Союза на поверхность Луны. Третий — для фотографирования обратной стороны Луны. В дальнейшем ОКБ-1 начинает разработку более совершенных лунных аппаратов для фотографирования панорамы ее поверхности. Королев, следуя своему принципу привлекать к своим делам другие организации, выделяет эту разработку и поручает ее завершение Г.Н.Бабакину. В 1966 г. впервые на поверхность Луны была доставлена станция "Луна-9", которая совершила мягкую посадку и передала изображение панорамы лунной поверхности. Сергей Павлович немного не дожил до этого триумфа. Однако главный конструктор Г.Н.Бабакин блестяще продолжил дело С.П.Королева. Им был разработан ряд автоматических станций, которые осуществили автоматический забор грунта с Луны ("Луна -16, -20, -24") и доставку его на Землю, высадили два "Лунохода" ("Луна-17, -21"),которые продолжительное время путешествовали по Луне, передавая с нее изображение местности и ряд замеряемых параметров. С искусственных спутников Луны ("Луна-10, -11, -13") было получено много четких фотографий лунной поверхности в хорошем масштабе и проводились исследования в окололунном космическом пространстве.

С.П.Королев с 1961 г. начал исследование Венеры. При его жизни было запущено два автоматических аппарата для исследования Венеры с пролетных траекторий и один для мягкой посадки на поверхность спускаемого аппарата.

Исследования планеты Марс Королев начал с 1962 г. созданием и запуском автоматической межпланетной станции "Марс-1". Дальнейшие успешные работы по изучению планет Венеры и Марса с получением важнейших приоритетных сведений, в том числе по комете Галлея и спутнику Марса Фобосу, провели главные конструкторы — его ученики Г.Н.Бабакин, С.С.Крюков и В.М.Ковтуненко.

Еще в процессе разработки космического корабля "Восток" С.П.Королев начал разработку на его базе первого спутника-фоторазведчика "Зенит" для Министерства обороны. Военные высоко оценили результаты его эксплуатации, начавшейся с 1962 г., и это направление получило дальнейшее широкое развитие. Королев, разработав две модификации спутников-разведчиков для детальной и обзорной разведки, передает это важное направление космической деятельности одному из своих учеников — главному конструктору Д.И.Козлову в г.Куйбышев (Самару), где оно нашло свое достойное развитие.

ОКБ-1 дало начало развитию и другому важному направлению использования спутников в интересах обороны и народного хозяйства. В нем были разработаны два проекта системы связи с использованием спутников, находящихся на высоких и низких орбитах проекты "Молния-1" и "Молния-2". Проект "Молния-1", использующий высокие эллиптические орбиты, был реализован и нашел широкое применение в единой системе связи телевидения страны. Это направление также было передано для дальнейшего развития в Красноярскую организацию, возглавлявшуюся учеником С.П.Королева генеральным конструктором М.Ф.Решетневым. 

Прожив 59 лет, Главный конструктор умер 14 января 1966 года.

Не ограничивая свою деятельность созданием ракет-носителей (РН) и космических аппаратов (КА), С. П. Королёв, как главный конструктор, осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивающих дальнейший прогресс в создании РН и КА. Королёв воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров, Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), Ленинская премия (1957). Награжден 2 орденами Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями. В 1966 АН СССР учредила золотую медаль им. С.П. Королёва "За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники". Учреждены стипендии им. С.П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, Москве (в начале Аллеи космонавтов) и других городах сооружены памятники ученому, созданы мемориальные дома-музеи в Житомире, Москве и на Байконуре, его имя носят Куйбышевский авиационный институт, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне. Урна с его прахом покоится в Кремлевской стене.


[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

[ Новости РОСКОСМОС ]

[ Архив записей ]

[ Наш опрос ]
Оцените сайт
Всего ответов: 53

[ Мини-чат ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020